Общая информация

Конституционное право граждан Российской Федерации на образование относится к категории социально-культурных прав и свобод. Оно тесно связано с другими социальными и социально-экономическими правами, в частности с правом на труд и правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. При этом россияне имеют право на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе, которое декларировано ч. 3 ст. 43 Конституции РФ.

Вступивший в силу 1 сентября 2013 г. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ, заменивший два базовых закона — "Об образовании" (1992 год) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996 год),  определяет принципы стратегии образования: объективная оценка работы каждого участника образовательного процесса, достойное финансирование результата, ресурсы в обмен на обязательства, состязательность участников образовательного процесса, прозрачность и открытость системы образования. Согласно п. 1 ч. 5 ст. 108 специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации. Однако, данный Федеральный закон не содержит положений, предусматривающих ликвидацию рассматриваемых образовательных организаций. Наоборот, ч. 5 ст. 79 предусматривает создание органами государственной власти субъектов РФ отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Также, ч. 4 рассматриваемой статьи говорит о том, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Иначе говоря, возможны две формы организации обучения рассматриваемой категории обучающихся: инклюзивное обучение и обучение в специализированных организациях. Часть субъектов РФ неоправданно сориентирована на сокращение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Обращает на себя внимание, что инклюзивное (интегрированное) образование детей-инвалидов не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер – инклюзия (интеграция) ради самой инклюзии (интеграции). Для части детей более целесообразным является обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», под инклюзивным образованием понимается - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все участники образовательного процесса (не только дети с особыми потребностями).

Принципы инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Создаваяинклюзивное образовательное пространство на основе современного психолого-педагогического знания, университет стремится обеспечить инклюзию на всех ступенях обучения и развития человека. Инклюзивность как принцип деятельности БашГУ означает, что цель подготовки специалиста в умении находить общий способ профессиональных действий для решения многообразных, уникальных и специфических задач, благодаря чему и выпускник, и сотрудник университета могут компетентно действовать в различных условиях с любым контингентом, учитываяих социальные, психологические и физические особенности.

В процессе реализации этого принципа создается система поддержки обучающихся, благодаря которой осуществимо формирование для каждого обучающегося уникальной образовательной траектории, основанной на интеграции учебной, исследовательской и практической деятельности, личностного роста и самоопределения. Это способствует эффективному включению смешанного обучения в образовательные программы, разработанные с учетом профессиональных и образовательных стандартов.

Особое внимание в БашГУ уделяется доступности высшего образования для инвалидов с различными нозологиями. Мы и дальше будем привлекать в наш вуз способную и талантливую молодежь с инвалидностью. Наша задача: обеспечение равных возможностей в получении образования для инвалидов, реализация их полноценной жизни и деятельности.Провозглашенный в БашГУ курс на обеспечение доступности качественного высшего образования для лиц с инвалидностью позволит более активнее разрабатывать эффективные модели их профессионального образования, новые формы и способы организации обучения, в том числе дистанционного обучения.

Получение образования лицами с особыми потребностями является,возможности в выборе форм обучения (очная, очно-заочная, дистанционная), является, на наш взгляд, одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.