Научно-образовательный центр истории башкирского народа

Директор НОЦ истории башкирского народа: доктор исторических наук, профессор  Азнабаев Булат Ахмерович.

В сентябре 2017 года в Институте истории и государственного управления был создан НОЦ истории башкирского народа.

Целью создания НОЦ является формирование сообщества исследователей, занимающихся решением междисциплинарных научно-исследовательских проблем в сфере истории, археологии, филологии, востоковедения, музеологии, культурологии и др. для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров и научных работников в области истории башкирского народа. Другой целью НОЦ является разработка и реализация совместно с институтами, факультетами, кафедрами и другими учебными подразделениями научных исследований в области истории и смежных областях гуманитарного знания; основных и дополнительных образовательных программ по истории и культуре башкирского народа в соответствии с лицензией на образовательную деятельность БашГУ, с целью интеграции научной деятельности при решении социокультурных задач в регионе.

НОЦ ставит перед собой задачи проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, подготовке научных и научно-педагогических кадров, повышение уровня остепенённости преподавателей и сотрудников в областях, организация и проведение научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров.

НОВОСТИ НОЦ «ИСТОРИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА»

  • Презентация Научно-образовательного центра «История башкирского народа»

В Институте истории и государственного управления Башкирского государственного университета 24 октября 2017 года прошла презентация Научно-образовательного центра «История башкирского народа». В мероприятии приняли участие руководство института, преподаватели кафедр Института истории и государственного управления, ведущие ученые АН РБ и ИЭ УНЦ РАН, а также магистранты и студенты. С приветственным словом выступила замдиректора института ИИГУ по науке И.В. Фролова, которая затем  предоставила слово директору центра доктору исторических наук, профессору, зав. кафедрой истории РБ, археологии и этнологии Б.А. Азнабаеву. Выступление директора НОЦ «История башкирского народа» носило программный характер, в которой прозвучала необходимость изучения истории башкирского народа на базе современных достижений гуманитарных наук в нашей стране и за рубежом. На сегодняшний день НОЦ оказался практически единственным учреждением в Башкортостане, где будет проводиться целенаправленные изыскания по истории башкирского народа

Изучение истории башкирского народа  предполагается с  учетом новых методологических подходов,  что означает основное внимание на изучении малых сообществ внутри этноса деревень, родов, семей. Б.А. Азнабаев подчеркнул: «Главная цель антропологического подхода  — реконструкция системы взглядов, основных категорий башкирской культуры, поведенческих стереотипов, принятых в данном этносе. Историку необходимо заново открыть представление этноса о времени и пространстве, жизни и смерти, морале и законе, т.е. то, что определяет решение этноса в той или иной исторической ситуации». Особо было замечено, подобную масштабную работу во второй половине ХХ века  для европейской цивилизации проделали А. Я. Гуревич и М.М. Бахтин, в нашей республике по истории  башкирского народа такую работу предпринимал Анвара Закирович  Асфандияров.

Масштабность исследований такова, что необходима координация усилий специалистов самого широкого круга – философы, социологи, языковеды, что вполне уместно в формате университета.

Другим направлением в  изучении башкирского народа Б.А. Азнабаев видит политическую историю. Тема актуальна, так как в отечественной науке существует устоявшееся положение о народах государственных и негосударственных, последние согласно той же теории не имеют своей истории. В докладе прозвучали весьма необычные мысли для российской исторической науки: «Государство является лишь одним из направлений политической интеграции. Наряду с государственной формой политической организации обществ существовали развитые цивилизации, выбравшие альтернативные пути самоорганизации. Наиболее впечатляющей негосударственной формой объединения являлись греческие полисы. Очевидно, настало время изучения истории башкирского народа как политической истории».

НОЦ «История башкирского народа» ставит перед собой амбициозную задачу: создание электронной базы источников. Цель такой масштабной работы, рассчитанной на долгий период, создать базу для научной, студенческой и общественной среды. В процессе создания источникового корпуса предполагается его тематическая и видовая классификация, что позволит формулировать темы для магистерских и кандидатских диссертаций. Очевидно, что подобный корпус источников облегчит работу на начальном этапе исследовательской темы любого уровня.

Практические начинания НОЦ будут проявляться в проведении консультаций студентов, магистрантов, аспирантов по тематике  исторических исследований, в проведение Олимпиады по истории башкирского народа, планируются совместные заседания студенческого исторического общества с  «Обществом  по изучению башкирского народа» по истории и культуре башкирского народа с обсуждением докладов и сообщений. 

Б.А. Азнабаев особо отметил, что практические мероприятия должны возродить   дискуссионную среду в научном сообществе. «На наши заседания планируем приглашать видных ученых и исследователей  из самых  различных сфер науки, к примеру,  исследователей  башкирского генома, исследователей духовной культуры башкирского народа, на сегодняшний день интересный материал накоплен башкирскими археологами». В конце выступления Б.А. Азнабаев поблагодарил всех присутствующих за внимание и призвал их активно включиться в работу по изучению истории башкирского народа.

 

  • ПЕРВЫЙ НАУЧНЫЙ СЕМИНАР НОЦ «ИСТОРИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА»

24 ноября 2017 года в Институте истории и государственного управления состоялся первый научный семинар НОЦ «История башкирского народа». С докладом «Трансформация чингисизма у кочевников юго-востока России в XVII-XVIII вв.». выступил руководитель НОЦ, зав. кафедрой  истории РБ, этнологии и теологии    д.ист.н., проф. Б.А. Азнабаева.  

Основной вывод исследований профессора Б.А. Азнабаева состоит в том, что любое столкновение политических структур представляет собой противоборство мифологических представлений о своем праве на господство. В XVII-XVIII веках на просторах междуречья Волги и Урала вступили в противоборство несколько политических мифов. Из всех народов, претендовавших на власть в регионе лишь у ногайцев, калмыков, башкир и казахов сложились завершенные идеологические системы, легитимизировавшие их претензии на господство в данном регионе. Казахи, калмыки и башкиры за основу своего политического мифа взяли чингисизм. Однако только у башкир этот политический миф в процессе преобразования не утратил имперской идеи.

Участники семинара,  а это были ученые, коллеги из Академии наук РБ, Института этнологических исследований УНЦ РАН, преподаватели кафедры истории РБ, этнологии и теологии, кафедры зарубежной истории ИИГУ, студенты направления История ИИГУ, проявили большой интерес к высказанной концепции. Прошла оживленная дискуссия, в которой приняли участие  к.и.н. Юсупов Ю. (АН РБ), д.соц.н. Р. Галлямов, к.и.н., доц. Н. Калмантаев. Участники дискуссии согласились с основными положениями доклада, дополнив, что политические мифы оказались живучими и сохраняются в трансформированном  виде и в наше время.

Семинар  прошел на высоком научном уровне, а его участники высказали надежду, что позитивное начинание будет иметь продолжение.

  • НАУЧНЫЙ СЕМИНАР НОЦ «ИСТОРИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА»

20 ФЕВРАЛЯ 2018 года в Институте Истории и государственного управления состоялся научный семинар по истории башкирского народа.

С докладом «Исторические связи башкир с  иранским миром» выступил кандидат философских наук, старший научный сотрудник  Отделения социально-гуманитарных наук и технологий Аминев  Закирьян Галимьянович.

В докладе были приведены данные, свидетельствующие о том, что башкирский этнос включил в свой состав немало иранских элементов культуры. Приводился обширный лексический материал, материалы топонимики, фольклора, недвусмысленно свидетельствующие о том, что иранский этап этногенеза башкир еще недостаточно изученный в науке. К примеру, З.Г. Аминев считает, что многие топонимы, неудовлетворительно объясняемые с тюркских и угорских языков, имеют  иранское происхождение. К таковым он относит гидронимы Сакмар, Ашкадар, Стерля и другие.

В башкирском языке иногда топонимы имеют неправильную конструкцию, явно демонстрирующие двуязычие, по мнению докладчика восточноиранского происхождения, например тәкәғашға, өйташ, таштуры. В фольклоре башкир также немало примеров, показывающие определенную связь с иранской мифологией,  к примеру, теперь уже хрестоматийная паралелль «Урал батыра» и «Ригведа». Закирьян Галимьянович т привел примеры из башкирских сказок, где мифологическими существами выступают иранские персонажи.

Участники семинара -  преподаватели кафедры истории РБ, этнологии и теологии, кафедры зарубежной истории ИИГУ, студенты направления История ИИГУ, проявили большой интерес к высказанной концепции.  Были заданы вопросы о процентном составе иранизмов в языке башкир, о  центре иранской культуры в эпоху бронзы и некоторые другие.

Доктор исторических наук, профессор Б.А. Азнабаев, дополняя доклад А.Г. Аминева, отметил, что генетические данные свидетельствуют о преобладании гена R1H1, относящийся к памиро-ферганскому анропологическому типу.

И хотя не со всеми положениями автора можно согласиться, доклад вызвал оживленную дискуссию, продолжившуюся и после обсуждения в кругу участников семинара.

Семинар  прошел на хорошем научном уровне, а его участники высказали надежду, что позитивное начинание будет иметь продолжение.

годня  «срединный путь», подсказанный самим историческим опытом, путь оптимума, меры и максимально возможной в рамках религии солидарности, есть суть исторической традиции уммы Башкортостана. Важно также преодоление национализма через раскрытие, защиту и развитие специфики и традиций своего народа как мусульманского, что подразумевает взаимное уважение к вкладу, судьбе и развитию каждого из братских по истории и умме народов.

Участники семинара, а это были коллеги из Института этнологических исследований УНЦ РАН, преподаватели кафедры истории РБ, археологии и этнологии, студенты направления Теология проявили большой интерес к докладу, состоялась оживленная дискуссия.

 

  • ЗАСЕДАНИЕ НАУЧНОГО СЕМИНАРА НОЦ «ИСТОРИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА»

27 марта 2018 года в Институте истории и государственного управления состоялся научный семинар НОЦ «История башкирского народа». С докладом «Национальные проекты и идентичности в контексте исламского возрождения на материалах РБ» выступил кандидат философских наук Азат Тагирович Бердин.

А.Т. Бердин рассказал присутствующим об исторических особенностях   формирования религиозной идентичности у башкир. Он отметил, что среди башкир в  начале ХХ века светский дискурс в формировании национальной идентичности оказался определяющим, а  исламская составляющая отошла на второй план. В отличии от татар, которые позиционировали себя как нация мусульманского Просвещения, башкирская национальная интеллигенция аппелировала  к образам историческим,  а потому роль ислама в национальных проектах башкир и татар оказалась различной.

 Светский дискурс устраивал и постсоветскую, очень секуляризованную башкирскую интеллигенцию, обратившуюся к героическому прошлому народа. Обратной стороной медали оказалось не достаточное на тот момент внимание к кадрам в мусульманском сегменте РБ.

В 1992 году в Республике было восстановлено Духовное управление мусульман Башкортостана (ДУМ РБ) во главе с муфтием Нурмухамметом Нигматуллиным. Оно существовало отдельно от Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) во главе с Талгатом Таджуддином, которое также базируется в Уфе, при этом приходы поделены примерно пополам.

  ДУМ РБ подчиняется  Совету муфтиев России (муфтий Равиль Гайнутдин), но не входит в проект Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ).  Мы наблюдаем конфликт между новыми духовными управлениями.

В конце ХХ - начале ХXI века массы потянулись в религию, оказалось, что сеть региональных ДУМов оказались не готовы их контролировать. Между тем, материальная база даже у вместе взятых ДУМов России несопоставима с Русской православной церковью (РПЦ). Складывался порочный круг: амбициозные люди не шли в муллы, контролируемые муфтиятами, а невысокий образовательный и финансовый уровень мулл провоцировал недовольство теми же муфтиятами.

Приблизительно с 2006 года в Башкирии появляются все новые течения в исламе, особенно среди молодежи, что привело к формированию нескольких протестных трендов.  Почему именно среди молодежи? Это можно  объяснить тем, что сложившиеся в период национального ренессанса молодежные структуры перестали удовлетворять ее активную часть, и пассионарная часть башкирской молодежи уходила в ислам. На этом фоне усиливается интерес к неофициозным течениям, особенно   под «черным брендом» салафизма, ваххабизма и т.д.

До 2010 года процесс шел относительно спокойно, но  с этого времени среди проваххабитских, и среди просуфийских джамаатов большинство молодых авторитетных имамов в Башкортостане – башкиры. Данный факт снял остроту вопроса о татаризации при переходе в ислам.

Показало башкирское религиозное движение и другой факт. В салафизме, резко отрицающем национализм, башкирский национальный фактор проявился более удачно, чем в муфтиятской системе. Любопытно, что в республике есть пример возможностей примирения суфиев и салафитов в рамках мюршида тариката Накшбандийя школы шейха Османа Топбаша. Причем именно «снизу» и в среде самого сложного, нонконформистского актива башкирской мусульманской молодежи. К сожалению, этот процесс был прерван, но данный  прецедент до сих пор показывает возможности для конструктивного диалога лидеров мусульманской молодежи из оппонентных друг другу лагерей.

  • Исторический диктант

30 марта 2018 года на базе Института истории и государственного управления   состоялся   исторический диктант по Истории Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Акция носила просветительский характер и продолжила новую традицию, которая началась с «тотального» диктанта и последовавших за ним «Большого этнографического», «Большого географического» и «Большого юридического диктанта»

Диктант проводился впервые и  был посвящен 100-летию со дня образования Башкирской автономии, которое будет праздноваться в нашей республике в 2019 году.  

Организатором акции выступил научно-образовательный центр «История башкирского народа» Института истории и государственного управления. Участниками стали как студенты и преподаватели БГУ, так и студенты Стерлитамакского, Сибайского и Бирского филиалов университета. Диктант вызвал интерес и среди местной интеллигенции – учителей, врачей, учащихся средних школ республики.

На прямой связи с ИИГУ находились студенты и преподаватели Бирского филиала БашГУ. К акции присоединились выпускники Республики Башкортостан, обучающиеся в различных вузах г. Москвы, а также представители башкирского землячества российской столицы.

 С приветственным словом к присутствующим обратился директор НОЦ «История башкирского народа» доктор исторических наук, профессор Б.А. Азнабаев. Обращая внимание на необходимость изучения истории края, он отметил, что мы не должны терять интереса к нашей истории. Историческая память играет важную роль в жизни общества и народа, мы должны знать и помнить свои корни.

 В  диктанте, который был анонимным и добровольным, приняло участие 60 студентов и преподавателей ИИГУ БашГУ. Общее количество участников акции на всех площадках исторического диктанта составило более 350 человек. Участники  диктанта на нашей площадке довольно достойно ответили на предложенные вопросы: средний балл составил 36 из 60 возможных. Вопросы диктанта были составлены в форме тестов в рамках школьного курса по Истории Башкортостана, они касались археологии, этнографии народов края, истории Башкортостана XII-XVIII веков, кантонной системы управления и истории Башкирии в советское время,  в том числе и в годы Великой Отечественной войны. Организаторы акции ставили перед собой цель показать ее участникам,  что наша история богата и интересна, ее надо любить, беречь и передавать своим потомкам.  

Организаторы   надеются, что акция позволит активизировать интерес к истории края, диктант станет ежегодным, к нему будут присоединяться все больше и больше людей, неравнодушных к истории  страны и к истории малой Родины. Надеемся, что наше начинание будет иметь не только республиканский характер, но и выйдет на всероссийский и международный уровень