Контроль качества обучения

Политика в области качества базируется на видении Башкирского государственного университета как тесно взаимосвязанного с экономикой и социальной сферой Республики Башкортостан и РФ в целом, интегрированного в мировое образовательное сообщество высшего учебного заведения, играющего ведущую роль в вопросах предоставления качественных образовательных услуг, обеспечивающих в полном объеме как потребность личности в профессиональном, культурном, нравственном развитии, так и потребности общества и государства в компетентных кадровых и интеллектуальных ресурсах, научных, технических и технологических достижениях.

Реализация политики в области качества обеспечивается организацией и проведением в университете мероприятий по внешней и внутренней независимой оценке качества образования.

В университете в целом создана система контроля качества подготовки выпускников. Анализ эффективности данной системы включает в себя оценку уровня требований при приеме студентов, эффективность системы контроля текущих и промежуточных аттестаций, оценку качества подготовки выпускников. Высокий уровень качества знаний студентов университета обеспечивается не только требованиями при конкурсном отборе, но постоянным совершенствованием методической работы, проведением текущей и промежуточной аттестации, внедрением новых технологий обучения, постоянным усилением внимания к информатизации учебного процесса.

Педагогический процесс в БашГУ охвачен обратной связью, которая основана на контроле различных видов деятельности студентов с использованием современных педагогических испытательных материалов, обеспечивающих проверку хода и результатов усвоения студентами теоретического и практического учебного материала.

Оценка качества подготовки глазами студентов регулярно проводится студенческой социологической исследовательской лабораторией. Управление контроля качества образования проводит ежегодное анкетирование выпускников БашГУ, в котором они дают свою оценку образовательной системе университета. В университете используется как текущий (рубежный) контроль знаний студентов (два раза в семестр), так и семестровый контроль. Кафедрами университета применяются самые разнообразные формы контроля. Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации установлен соответствующими Положениями, в которых указаны основные виды документов и формы отчетов, заполняемые по результатам аттестации.

Для контроля знаний студентов при текущей и промежуточной аттестации по всем дисциплинам учебных планов разработаны фонды оценочных средств. Требования к ФОС регламентированы Положением о формировании фонда оценочных средств от 19.06.2018 № 762. ФОС создается с целью обеспечения возможности проведения контрольных мероприятий другим преподавателем/преподавателями или независимым экспертом (например, экспертом по качеству) при аккредитации.

В настоящее время зарегистрировано фондов оценочных средств по дисциплинам – более 3 100, фондов тестовых заданий по дисциплинам – более 1 500. Использование ФОС разработчиками и кафедрой способствует повышению качества подготовки обучающихся и достижению объективности при оценке уровня их знаний и умений, компетенций выпускников, установлению соответствия уровня подготовки на данном этапе обучения требованиям ФГОС ВО.

Задачи, решаемые созданием ФОС:

  • контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных во ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности);
  • контроль и управление достижением целей реализации ООП, определенных в виде набора общекультурных и профессиональных компетенций выпускников;
  • оценка достижений обучающихся в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;
  • обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс университета.

В учебном процессе БашГУ широко используется внутривузовская автоматизированная интерактивная система централизованного тестирования (http://moodle.bashedu.ru), обладающая расширенными возможностями в проведении контроля знаний обучающихся, в создании и настройке предметного материала, в администрировании работы системы. В 2018 году количество дисциплин, по которым тестовые задания внесены в система централизованного тестирования – более 4800, общее количество тестовых заданий, оформленных в системе централизованного тестирования, – свыше 1 500. В течение года систему активно используют около 800 преподавателей. Общее количество студентов, которые прошли тестирование за 2018 год в системе система централизованного тестирования, составило более 34 000 человек (из 2400 различных студенческих групп).

С целью совершенствования системы качества образования учебного года в университете разработана и используется балльно-рейтинговой система оценки знаний студентов, которая побуждает студентов к активной самостоятельной работе с учебным материалом; стимулирует студента к самообразовательной деятельности; концентрирует внимание преподавателей к организации аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) деятельности студентов, а также к формам контроля по читаемой дисциплине. Итоги текущих и промежуточных аттестаций рассматриваются на заседаниях кафедры, методической комиссии по направлению подготовки, специальности, Ученого совета факультета, Ученого совета университета. По итогам заседаний вырабатываются предложения по совершенствованию образовательного процесса и повышению качества подготовки студентов

Реализация внешней независимой оценки качества образования в Башкирском государственном университете осуществляется на основе оценочных мероприятий с привлечением общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, а также в рамках участия обучающихся и научно-педагогических работников в международных и национальных конкурсных мероприятиях.

В рамках реализации внешней независимой оценки качества образования обучающиеся университета ежегодно принимают участие в мероприятиях международного, всероссийского, регионального уровней (олимпиады, интеллектуальные и деловые игры, конференции, семинары, конкурсы на лучшую выпускную квалификационную работу и эссе, дебаты, турниры, брейн-ринги, коллоквиумы, стипендиальные программы, диктанты, гранты, симпозиумы, универсиады, круглые столы, форумы, диагностическое интернет-тестирование, федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата).

Одним из важных направлений реализации внешней независимой оценки качества образования является сотрудничество университета с ООО «Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования». В рамках данного сотрудничества за отчетный период были проведены следующие мероприятия: Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата, открытые международные студенческие Интернет-олимпиады, Диагностическое тестирование студентов-первокурсников.

В 2018 году в проекте «Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата» (ФИЭБ) приняли участие 60 студентов по 6-и направлениям подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 05.03.06 «Экология и природопользование», 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», 40.03.01 «Юриспруденция», 38.03.02 «Менеджмент» и 38.03.01 «Экономика». По результатам Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата студенты БашГУ получили сертификаты качества: по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» – 1 золотой и 5 бронзовых; по направлению подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование» – 2 золотых, 1 серебряный и 4 бронзовых; по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» – 2 серебряных и 2 бронзовых; по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» – 4 серебряных и 9 бронзовых; по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» – 1 бронзовый; по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» – 2 бронзовых.

За отчетный период состоялись открытые международные студенческие Интернет-олимпиады по физике, химии, математике, экономике, экологии, информатике, русскому языку, философии, правоведению, социологии, истории России. В данных дисциплинарных олимпиадах в первом туре приняли участие 697 студентов, которые представляли биологический, инженерный, географический, химический факультеты, факультет математики и информационных технологий, факультет философии и социологии, институт истории и государственного управления, институт экономики, финансов и бизнеса, физико-технический институт. Во второй тур прошли 68 студентов. По результатам второго тура студенты университета получили 1 золотую, 2 серебряные и 15 бронзовых медалей.

В ноябре-декабре 2018 года в проекте «Диагностическое интернет-тестирование студентов первого курса» приняли участие первокурсники университета и колледжа БашГУ.

Тестирование включило в себя два раздела: диагностика уровня знаний и диагностика готовности первокурсников к продолжению обучения в ВУЗе. Результаты диагностики уровня знаний позволили выявить «проблемные» разделы учебной программы, которым следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, а результаты диагностики готовности первокурсников к продолжению обучения в ВУЗе позволили спрогнозировать успешность учебной деятельности студентов, а также разработать ряд организационных и управленческих воспитательных психолого-педагогических мер по развитию и саморазвитию студентов в целях их эффективного продвижения на различных этапах обучения.

Реализация внутренней независимой оценки качества образования в Башкирском государственном университете осуществляется с привлечением преимущественно внутренних ресурсов университета. Проведение внутренней независимой оценки качества образования университета включает в себя оценку качества подготовки обучающихся и качества работы научно-педагогических работников. Внутренняя независимая оценка качества подготовки обучающихся университета осуществляется в рамках:

  • промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям);
  • промежуточной аттестации обучающихся по итогам прохождения практик;
  • промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения курсовых работ и проектов, а также участия в проектной деятельности;
  • проведения входного контроля уровня подготовленности обучающихся в начале изучения дисциплины (модуля);
  • мероприятий по контролю наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям);
  • анализа портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся;
  • проведения олимпиад, конференций, семинаров, интеллектуальных или деловых игр, коллоквиумов и других конкурсных мероприятий по отдельным дисциплинам (модулям);
  • государственной итоговой аттестации обучающихся;
  • проведения анкетирования обучающихся.

Внутренняя независимая оценка качества работы научно-педагогических работников университета, участвующих в реализации образовательной программы высшего образования, осуществляется в рамках:

  • анализа портфолио профессиональных достижений научно-педагогических работников;
  • процедуры оценки качества работы научно-педагогических работников обучающимися.

Важным элементом системы внешней независимой оценки качества образования является участие Башкирского государственного университета в международных и национальных рейтингах. По итогам 2018 года университет подтвердил высокие позиции в таких престижных международных рейтингах, как Times Higher Education (University Impact Ranking) (вошел в в категорию 201-300), QS BRICS (вошел в  категории 351-400), UI Green Metric World University Ranking (занял 563-е место среди вузов из более чем 70 стран Европы, Америки, Азии и Австралии), Wikipedia Ranking of World Universities  (при этом БашГУ оказался единственным вузом, вошедшим в Топ-1000), Webometrics Ranking of World Universities (38-е место среди российских вузов, включен в 1000 лучших университетов Европы), Scimago Institutions Rankings (147-е место среди университетов Европы), Nature Index (110-е место среди российских организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью). Башкирский государственный университет представлен в таких национальных рейтингах, как «Эксперт» аналитический центр, «Эксперт РА», Science Index, а также в рейтингах ведущих рекрутинговых (Superjob, HeadHunter) и информационных (Яндех, «Интерфакс», Социальный навигатор» информационного агентства «Россия Сегодня», «Директ-Медиа», «INNOV») агентств.